Взаимодействие классного руководителя и родителей класса
"Уважайте чувство родительской любви к ребенку"
Н.Е. Щуркова
-
Цели классного руководителя и родителей:
Воспитать ребёнка добрым, хорошим человеком, нравственной и творчески активной личностью.
-
Семья - это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития. Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
Педагоги и родители должны совместно найти наиболее эффективные методы воспитания.
Задача классного руководителя – всеми доступными ему средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании ребенка, в создании эмоционально-благоприятного климата для этого.
-
В чём заключается суть взаимодействия классного руководителя и семьи ?
Обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии в нем лучших качеств и свойств.
-
Чтобы родители стали настоящими партнерами классного руководителя в деле воспитания детей, нужно:
-
поднимать авторитет семьи;
-
воспринимать ошибки в воспитании, как создание новых возможностей для развития;
-
учитывать интересы родителей;
-
опираться на жизненный опыт каждой семьи;
-
не концентрироваться на недостатках, а искать «плюсы» в семейном воспитании;
-
верить, что любая семья имеет сильные стороны.
-
Факторы, препятствующие эффективной организации работы с родителями:
-
ожидание быстрого и легкого успеха
( желание быстро найти легкие ответы на трудные вопросы);
-
отсутствие опыта группового взаимодействия;
-
закрытость родителей;
-
завышенные ожидания от взаимодействия с классным руководителем.
6. Чтобы проблем в отношениях с родителями было как можно меньше, на втором родительском собрании я провожу анкетирование , позволяющее мне лучше узнать семьи моих учеников и на основании этого выстраивать работу с родителями и детьми.
Вопросы теста
-
Можете ли вы:
-
В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
-
Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?
-
Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
-
Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
-
Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
-
Поставить себя на место ребенка?
-
Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?
-
Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
-
Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
-
Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
-
Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как он хочет, и ни во что не вмешиваться?
-
Промолчать, если ваш ребенок ударил, грубо оттолкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?
-
Устоять перед детскими слезами и просьбами, если уверены, что это каприз или просто прихоть?
7. Отвечая на вопросы, нужно выбрать один ответ из трех (он должен быть откровенным):
-
Могу и всегда так поступаю (3 балла)
-
Могу, но не всегда так поступаю (2 балла)
-
Не могу (1 балл)
Итоги теста:
-
От 30 до 39 баллов. Ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
-
От 16 до 30 баллов. Забота о ребенке для Вас - вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки, кроме того, склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
-
Менее 16 баллов. У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, того и другого. Советуем обратиться за помощью к педагогу и психологу.
8. Родители должны знать о проектах, в которых участвуют их дети, класс, школа, привлекать их к организации в классе коллективных творческих дел, внутришкольных мероприятий.
Для этого проводятся:
-
Групповые (по общей проблеме) родительские собрания (просветительская деятельность);
-
совместные мероприятия детей и родителей;
-
заседания классного и общешкольного родительских комитетов, а также Совета школы (управленческая деятельность).
9. Огромную роль в сотрудничестве родителей и школы играет родительский комитет.
От того, насколько слажено и ответственно он подходит к своей деятельности, зависит атмосфера в школьном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.
10. Лучше начать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса и школы, поддерживает интересные начинания учителя.
Результат такой работы :
- доверие;
- их желание поделиться с классным руководителем тревогами и сомнениями, заботами, которые возникают в процессе воспитания ребёнка;
- откровенность родителей.
11. Взаимоотношения с родителями лучше всего строить на основе сотрудничества и партнерства: не поучать, а советоваться, размышлять вместе с ними, договариваться о совместных действиях.
При общении желательно использовать фразы:
А как Вы думаете?
Давайте вместе подумаем как быть?
Хочется услышать Ваше мнение?
12. Традиционные формы работы с родителями:
- родительские собрания; ( происходит динамично, по заранее подготовленному плану, каждый из родителей должен почерпнуть информацию, касающуюся его ребенка, почувствовать себя сопричастным ко всему происходящему в классе );
- классные и общешкольные конференции;
- индивидуальные консультации классного руководителя; ( нельзя поучать и делать выговоры родителям, а нужно оказывать конкретную помощь в деле воспитания их ребенка );
- посещение детей на дому; ( необходимы для того, чтобы лучше узнать семью ученика, ведь общение происходит в неформальной обстановке, хотя не многие родители готовы к тому, чтобы их беспокоили дома);
- родительский лекторий; (ребенок не хочет учиться, как развивать память ребенка, единственный ребенок в семье, к чему может привести тревожность ребенка, талантливый ребенок в семье);
- совместные мероприятия родителей с детьми.
Бывает очень интересно наблюдать за реакцией родителей и очень приятно, когда несмотря на продолжительность собрания, сразу же после его окончания, уходя, многие родители говорят «спасибо», «было очень интересно».
13. Нетрадиционные формы работы с родителями:
- тематические консультации;
В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.
- родительские чтения;
- родительские вечера;
- концерты;
- праздники;
- мини-театр;
- походы;
- экскурсии;
- чаепития.
14. Работа классного руководителя с родителями интересна, многогранна, сложна, но она существенно улучшает микроклимат и в семье и в школе, если ее правильно организовать.
Большое значение для родителей, бабушек, дедушек имеют благодарственные письма, которые в нашей школе вручают в конце учебного года на последнем родительском собрании. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.
Классному руководителю трудно представить свою работу без регулярной доброжелательной помощи родителей. Мне очень приятно, когда родители положительно отзываются о моей профессиональной деятельности, но не менее приятно слышать, когда коллеги говорят мне: “Какие хорошие у тебя родители!”.