Взаимодействие классного руководителя и родителей класса

"Уважайте чувство родительской любви к ребенку"

Н.Е. Щуркова

 

  1.  Цели классного руководителя и родителей:

Воспитать ребёнка добрым, хорошим человеком, нравственной и творчески активной личностью.

  1. Семья - это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития. Семья и школа  - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Педагоги и родители должны совместно найти наиболее эффективные методы воспитания.

Задача классного руководителя – всеми доступными ему средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании ребенка, в создании эмоционально-благоприятного климата для этого.

  1. В чём заключается суть взаимодействия классного руководителя и семьи ?

Обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии в нем лучших качеств и свойств.

  1.  Чтобы родители стали настоящими партнерами классного руководителя в деле воспитания детей, нужно:

  • поднимать авторитет семьи;

  • воспринимать ошибки в воспитании, как создание новых возможностей для развития;

  • учитывать интересы родителей;

  • опираться на жизненный опыт каждой семьи;

  • не концентрироваться на недостатках, а искать «плюсы» в семейном воспитании;

  • верить, что любая семья имеет сильные стороны.

  1. Факторы, препятствующие эффективной организации работы с родителями:

  • ожидание быстрого и легкого успеха

( желание быстро найти легкие ответы на трудные вопросы);

  • отсутствие опыта группового взаимодействия;

  • закрытость родителей;

  • завышенные ожидания от взаимодействия с классным руководителем.

      6.   Чтобы проблем в отношениях с родителями было как можно меньше, на втором родительском собрании я провожу анкетирование , позволяющее мне лучше узнать семьи моих учеников и на основании этого выстраивать работу с родителями и детьми.

 Вопросы теста

  • Можете ли вы:

  • В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

  • Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

  • Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

  • Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

  • Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

  • Поставить себя на место ребенка?

  • Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?

  • Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

  • Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

  • Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

  • Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как он хочет, и ни во что не вмешиваться?

  • Промолчать, если ваш ребенок ударил, грубо оттолкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

  • Устоять перед детскими слезами и просьбами, если уверены, что это каприз или просто прихоть?

      7. Отвечая на вопросы, нужно выбрать один ответ из трех (он должен быть откровенным):

  • Могу и всегда так поступаю (3 балла)

  • Могу, но не всегда так поступаю (2 балла)

  • Не могу (1 балл)

Итоги теста:

  • От 30 до 39 баллов. Ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

  • От 16 до 30 баллов. Забота о ребенке для Вас - вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки, кроме того, склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

  • Менее 16 баллов. У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, того и другого. Советуем обратиться за помощью к педагогу и психологу.

     8.  Родители должны знать о проектах, в которых участвуют их дети, класс, школа, привлекать их к организации в классе коллективных творческих дел, внутришкольных мероприятий.

Для этого проводятся:

  • Групповые (по общей проблеме) родительские собрания (просветительская деятельность);

  • совместные мероприятия детей и родителей;

  • заседания классного и общешкольного родительских комитетов, а также Совета школы (управленческая деятельность).

     9.   Огромную роль в сотрудничестве родителей и школы играет родительский комитет.

От того, насколько слажено и ответственно он подходит к своей деятельности, зависит атмосфера в школьном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

     10.  Лучше  начать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса и школы, поддерживает интересные начинания учителя.

Результат такой работы :

-  доверие;

- их желание поделиться с классным    руководителем тревогами и сомнениями, заботами, которые возникают в процессе воспитания ребёнка;

 - откровенность родителей.

       ​11.   Взаимоотношения с родителями лучше всего строить на основе сотрудничества и партнерства: не поучать, а советоваться, размышлять вместе с ними, договариваться о совместных действиях.

При общении желательно использовать фразы:

А как Вы думаете?

Давайте вместе подумаем как быть?

Хочется услышать Ваше мнение?

        12.  Традиционные формы работы с родителями:

- родительские собрания; ( происходит динамично, по заранее подготовленному плану, каждый из родителей должен почерпнуть информацию, касающуюся его ребенка, почувствовать себя сопричастным ко всему происходящему в классе );

- классные и общешкольные конференции;

             - индивидуальные консультации классного руководителя; ( нельзя поучать и делать выговоры родителям, а нужно оказывать конкретную помощь в деле воспитания их ребенка );

              - посещение детей на дому; ( необходимы для того, чтобы лучше узнать семью ученика, ведь общение происходит в неформальной обстановке,  хотя не многие родители готовы к тому, чтобы их беспокоили дома);

             - родительский лекторий; (ребенок не хочет учиться, как развивать память ребенка, единственный ребенок в семье, к чему может привести тревожность ребенка, талантливый ребенок в семье);

             - совместные  мероприятия родителей с детьми.

Бывает очень интересно наблюдать за реакцией родителей и очень приятно, когда несмотря на продолжительность собрания, сразу же после его окончания, уходя, многие родители говорят «спасибо», «было очень интересно».

         13.  Нетрадиционные формы работы с родителями:

              - тематические консультации;

 В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.

    - родительские чтения;

    - родительские вечера;

    - концерты;

    -  праздники;

    - мини-театр;

    -  походы;

    - экскурсии;

    -  чаепития.

        14.    Работа классного руководителя с родителями интересна, многогранна, сложна, но она существенно улучшает микроклимат и в семье и в школе, если ее правильно организовать.

       Большое значение для родителей, бабушек, дедушек имеют благодарственные письма, которые в нашей школе вручают в конце учебного года на последнем родительском собрании. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.

  Классному руководителю трудно представить свою работу без регулярной доброжелательной помощи родителей. Мне очень приятно, когда родители положительно отзываются о моей профессиональной деятельности, но не менее приятно слышать, когда коллеги говорят мне: “Какие хорошие у тебя родители!”.

 

Взаимодействие классного руководителя с родителями.